Исследовательская работа школьников

 

 

Одним из главных достояний любого учебного заведения является его история. История школы – это история жизни нескольких поколений, история города и страны в целом.

Наша школа - старейшая средняя школа Пушкинского района Санкт-Петербурга. Она была основана в 1902 году как Царскосельское реальное училище Императора Николая II, после октября 1917 г. неоднократно меняла свой статус, продолжая оставаться образовательным учреждением, и с 1962 г.- это школа № 500. Среди ее выпускников много талантливых людей, которые внесли большой вклад в отечественную науку, культуру, искусство.

В прошлом учебном году состоялось открытие мемориальной доски известному искусствоведу Эриху Федоровичу Голлербаху, выпускнику 1911 г., и памятной доски директору реального училища Эрасту Платоновичу Цытовичу, стоявшему у истоков скаутского движения в России.

Среди выпускников довоенных лет поэт Сергей Погореловский, астроном Николай Михельсон, этнографы Эдгар Нитобург и Кирилл Чистов, физики Леонид Кубецкий и Никита Толстой, контр-адмирал Анатолий Минаков, артисты Исаак Лурье и Марина Федорова и многие другие.

На Памятном знаке пушкинцам — Героям Советского Союза начертаны имена двух наших выпускников — Владимира Гаврилова и Всеволода Лаптева.

Поэтому проблема выбора темы ученических исследований у нас в школе решается в том числе и так: мы ориентируем ребят на историю своей школы, на создание биографий своих земляков, на малоизученные моменты истории города.

Меня, как учителя физики, прежде всего, интересовали выпускники, прославившие школу и страну своими работами в области техники. И начали мы с ученицей 11 класса Ганзой Марией с исследования на тему «Преподавание физики в Царскосельском реальном училище Императора Николая II». Сравнивая расположение кабинетов и лабораторий, оборудование лаборатории и кабинета физики, программы и методы преподавания физики, внеклассную работу в начале ХХ и в начале ХХI в.в., мы нашли немало схожего. [4, 5]

Известно, что высот науки достигают не только от природы одаренные, но и хорошо подготовленные школой ученики. Царскосельское реальное училище предназначено было для того, чтобы для многих из них стать стартовой площадкой в науку.

Эрих Голлербах, выпускник училища, в книге «Город муз» писал: «…Реальное выпускало крепколобую молодежь, бравшую штурмом всякие институты» [1]

Многие десятилетия традиция преподавания естественных наук сохранялась, даря стране, как выдающихся ученых, так и просто хорошо образованных специалистов. Вот имена некоторых из них:

       Леонид Александрович Кубецкий – ученый, инженер, изобрел в 1930 г. фотоумножитель,                  способный усиливать слабые электромагнитные излучения в миллионы раз, что дало в руки исследователей электронный инструмент, не превзойденный по чувствительности, точности и быстроте действия [2]. О Л. А. Кубецком ученик 9 класса А.Савчук снял видеофильм, основанный на воспоминаниях о нем его коллег, родных и учеников.

«Говорит Арктика, слушайте!» так назвала свою работу о Василии Васильевиче Ходове ученица 9 класса Остапова Мария. В августе 1930 г. стартует Североземельская экспедиция, и девятнадцатилетний Василий Ходов становится ее радистом. Благодаря самоотверженной двухгодичной работе четырех полярников исчезло последнее белое пятно на карте нашей планеты. 25 лет жизни Ходов отдал Арктике, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета". Одним из первых советских коротковолновиков В.В.Ходов был награжден значком "Почетный радист СССР". В своей книге «Дороги за горизонт», которую нам предоставили сотрудники музея Арктики и Антарктики, он писал: «Первое мое знакомство с удивительным миром радио, поначалу незадачливое, состоялось в Царском Селе в 1917 году. Царскосельская радиостанция… У ограды из колючей проволоки, в канаве, заросшей бурьяном и крапивой, я и мои сверстники, забыв про все и всех, могли лежать часами, слушая морзянку, искать и не находить объяснение чуду – таинству радиотелеграфии. Нужно ли говорить, что в то время мы изъяснялись в основном на языке азбуки Морзе».[7]

Царскосельская радиостанция в те годы казалась потрясающим чудом техники: с лесом высочайших ажурных мачт, со зданием, залитым ослепительным светом, и рокотом дизеля агрегатов, по мощности, не уступавших электростанциям всего города. Во время радиопередачи искровой разрядник станции было слышно за несколько километров [7]. Радиостанция была   секретным объектом, и поэтому материалов о ней сохранилось не так уж много: лишь отрывочные сведения в виде газетных статей разных лет и фотографии в Историко-литературном музее города Пушкина и в Центральном музее связи имени А.С. Попова. Работа по сбору информации привлекла ученика 10 класса Ивана Манухина. Его исследовательская работа «Царскосельская радиостанция» была напечатана в юбилейном сборнике «Отечество нам Царское Село», посвященном 300-летию Царского Села.

В штат радиостанции входило много известных ученых. Начальником станции был молодой подпоручик Александр Федорович Шорин, впоследствии крупный ученый и изобретатель. «Его называли русским Эдисоном» - так назвала свою работу об А.Ф. Шорине ученица 11 класса Наталья Данилова. Список опубликованных работ А.Ф. Шорина – 56 названий, из которых две трети составляют патенты и авторские изобретения - в малой степени отражает его подлинный вклад в развитие радиотехники. Три отечественных научно-исследовательских института были созданы А.Ф. Шориным и выросли из его идей.[6]

А.Ф. Шорин являлся учеником Иманта Георгиевича Фреймана, руководителя первой в России кафедры радиотехники Электротехнического института. «Учителем всех учителей от радиотехники» назвал Иманта Георгиевича историк науки и техники профессор Б.А.Остроумов.

Более 50 опубликованных научных работ, в том числе «Курс радиотехники», являвшийся настольной книгой наших радиоинженеров вплоть до 40-х годов. И.Г. Фрейман - инициатор радиолюбительского движения в России.[3]

Внучка И.Г. Фреймана Золотинкина Лариса Игоревна живёт в г. Пушкине и является директором мемориального музея – квартиры А.С.Попова в СПбГЭТУ. От нее мы узнали, что Имант Георгиевич жил в Царском Селе. Его жизни и деятельности посвятила свою работу ученица 11 класса Александрова Надежда.

Эстетическому воспитанию и общему развитию юных царскоселов способствовали украшавшие парки и улицы города архитектурные и исторические памятники - творения великих зодчих.

«Он занимался в тех же кабинетах и ходил по тем же лестницам и коридорам, что и я. Родился в Царском Селе на улице Малой, через квартал от моего дома. Позже его семья жила в д. 63 по ул. Малой, который был снесен. Мой дом стоит на этом месте. Меня окружают те же самые памятники архитектуры и привлекают, может быть, те же самые уголки нашего неповторимого города, что и юного Москвина», - так пишет во введении к своей работе «Кинооператор Андрей Москвин» ученица 10 класса Тимофеева Виктория. Личность Андрея Москвина поразила нас своей целеустремленностью, творческой самоотдачей, высокими человеческими качествами, о чем свидетельствуют воспоминания многих его современников, которым выпала удача работать с этим Мастером с большой буквы. Благодаря его высокопрофессиональной операторской работе мы можем видеть такие шедевры нашего отечественного кино, как «Трилогия о Максиме», «Дама с собачкой», «Иван Грозный», «Шинель». В 1958 году Андрей Москвин признан лучшим оператором в мире. Его кадры стали образцом, его открытия вызвали к жизни ленинградскую операторскую школу. На студии «Ленфильм» мы мы обнаружили редкие фотографии рабочих моментов съемок.

Работа ученицы 9 класса Пономаренко Анны «Елена Ивановна Казимирчак-Полонская – женщина, астроном, монахиня» вызвала такой интерес, что Аня выступала с сообщением на эту тему 10 раз на конференциях различного уровня: от школьного до межрегионального.

Царское Село знаменито также тем, что самые передовые технические сооружения в России появлялись впервые здесь, в резиденции российских императоров. Этому посвящены работы учащихся «Первая в России железная дорога» Сантимова Игоря, «Царскосельская электростанция» Васильева Артема, «Таицкий водовод» Островской Екатерины.

Ученица 8 класса Смирнова Ольга в своей работе «Жимолость» рассказала о работах своей бабушки Плехановой М.Н.- профессора кафедры плодоводства Санкт-Петербургского аграрного университета, и о том, как они всей семьей продолжают дело бабушки по выведению и распространению ценных сортов жимолости.

Творческие биографии, исследование жизни и деятельности ученых и изобретателей дают богатую пищу для размышлений. Без анализа этого прошлого невозможно продвижение вперед, маловероятно появление у юношества стратегического мышления. Академик А.П. Александров писал, что информация о событиях минувшего представляет не только познавательный интерес, она как генетический код во многом определяет грядущее. [2]

Востребованы ли работы школьников?

Вышеперечисленные исследования пополнили экспозицию школьного музея, две из них были переданы в историко-литературный музей г. Пушкина. Фрагменты некоторых работ были опубликованы в разделе «Наследие» газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Ежегодно в районе проходит конкурс творческих работ «Паруса науки», городская краеведческая конференция, городской конкурс старшеклассников «Царскосельские старты», на которых учащиеся успешно выступают.

Литература:

1. Голлербах Э.Ф. Город муз: Царское Село в поэзии / Э.Ф. Голлербах. – СПб.: Арт-люкс, 1993

2. Дунаевская Н.В., Урвалов В. А. Леонид Александрович Кубецкий. Л., Наука,1990.

3. Золотинкина Л.И., Шошков Е.Н. Имант Георгиевич Фрейман. Л., Наука,1989.

4. Некрасов П.П. Историческая записка о Царскосельском реальном училище Императора Николая II за первые десять лет существования (1902-1911гг.) / П.П. Некрасов, секретарь Педагогического совета Училища.- Царское Село.: 1911.

5. Краткий отчет о состоянии Царскосельского реального училища Императора Николая II за 1911-1912 учебный год / сост. П.П. Некрасов

6.Урвалов В. А., Шошков Е.Н. Александр Федорович Шорин. М., Наука, 2008

7. Ходов В. В., Григорьева Н. А. Дороги за горизонт. М., Мысль, 1981