О себе и не только

Я – строгий учитель. Возможно, потому что у нас были строгие учителя, а мы, поневоле, повторяем своих родителей и учителей. Мы не понимали их, а нам казалось, что они не понимают нас.  Познав школу «изнутри», я с благодарностью вспоминаю и «добрых» и «злых» учителей. Понимаю, что «злыми» они были не конкретно по отношению к каждому из нас, а к школьной системе, когда в классе нас – 30, и надо научить всех и каждого, хотим мы этого или не хотим.

 Я тоже перед каждым уроком ставлю себе почти непосильную задачу: научить каждого думать. Как писал великий мыслитель Блез Паскаль: «Человек, по-видимому, создан для того, чтобы мыслить, в этом его достоинство, вся его заслуга, вся его обязанность в том,  чтобы мыслить как должно». Что значит «мыслить как должно»? Каждый урок - это поиск закономерностей и выявление причинно - следственных связей. Думающего ученика можно пригласить к сотрудничеству. Для этого есть много форм ведения урока. Мне нравится  эвристическая беседа не потому, что она проста и традиционна, а потому, что двигаясь шаг за шагом к  установлению  истины, ученик открывает для себя новое знание и приобретает при этом  опыт мыслительной деятельности.

Конечно, наш век по сравнению с сократовским  - век подачи информации крупными блоками, и в этом информационном океане надо учить ориентироваться.

Информатизация – сложный, порой парадоксальный процесс. Дж. Несбитт обратил внимание на один из существенных парадоксов современного развития: «Нас захлестывает информация, но мы испытываем голод в знаниях». На протяжении XX в. объем научной информации увеличился в 10 раз. Компьютеры и средства телекоммуникации, предназначенные укрощать информационную лавину, в конечном счете усиливают ее. В ХХ1 веке возникла проблема спама (информационного «мусора») [1].

А это значит, что в школе  ученик должен приобретать умения:

·        извлекать информацию из любых способов представления

·        выбирать информацию

·        представлять информацию разными способами

·        определять место информации в системе знаний

·        превращать информацию в знание

·        передавать информацию

Это и есть информационная компетентность.

На уроках-семинарах, конференциях, в процессе выполнения исследовательских работ и в проектной деятельности заинтересованные учащиеся  постепенно приобретают навыки, которые, безусловно, помогут им в дальнейшей студенческой жизни и профессиональной деятельности.

Поэтому приглашаю всех к сотрудничеству в этом непростом, но увлекательном путешествии в океане знаний.

 

 1. Малькова Т.П.  «Человек в информационном обществе и проблемы образования» [ сайт]:http://it-claim.ru/Library/Books/Vestnik_ITO/Vestnik_IT.files/135.htm